Описание
Платёжная система Яндекс.Деньги была запущена в 2002 году на основе технологии PayCash в качестве партнёрского проекта. В 2005 году работа в системе стала доступна через веб-интерфейс. Уже с 2007 года «Яндекс» полностью выкупил все права, став единоличным владельцем ПС.
С помощью Яндекс.Деньги доступны многие виды финансовых операций: от покупок в Интернете, до оплаты счетов ЖКХ, взносов в благотворительные фонды и даже расчет за топливо на АЗС. Однако, исходя из политики руководства Яндекс.Деньги, осуществлять коммерческую (предпринимательскую) деятельность посредством этой системы нельзя. При малейшем подозрении на «отмывку» денег служба безопасности Яндекс.Деньги имеет право заблокировать любой кошелёк без разъяснения причин и предупреждения. Часто это становится полной неожиданностью для пользователей. Однако, являясь отечественным продуктом, где расчет возможен только рублями, опираясь на популярность других сервисов «Яндекс», Яндекс.Деньги остаётся в числе лидеров среди систем электронных платежей в России и странах зоны российского рубля. Первый шаг к расширению географии и развитию мультивалютности Яндекс.Деньги стала возможность оплачивать некоторые услуги в украинских гривнах (в 2007 году).
До 2011 года работа в системе осуществлялась с помощью счетов двух типов: Интернет.Кошелёк и Яндекс.Кошелёк. Первый тип счёта работал через одноимённую бесплатную программу, развитие которой прекратилось в 2011 году. Новым пользователям Яндекс.Деньги рекомендуется Яндекс.Кошелёк. Никаких программ скачивать не надо – счёт работает через веб-интерфейс. Более того, управление счётом возможно с любого компьютера и любого браузера.
Идентификация пользователей
Только что открытый счет в системе является анонимным. Вы можете работать с системой в анонимном режиме, но в этом случае на вас будет распространяться ряд ограничений на ввод и вывод денежных средств, а также на перевод средств внутри системы.
Например, вы сможете совершать разовые платежи только в пределах 15 000 рублей. С подробным списком лимитов можно ознакомиться на сайте системы.
Идентифицированному пользователю легче восстановить доступ к утерянному кошельку - достаточно просто предъявить документы, указанные в процессе процедуры идентификации.
Неидентифицированные пользователи не имеют права на сбор средств в благотворительных целях. Эта мера введена потому, что мошенники нередко пытаются собирать деньги, маскируясь под благотворителей.
Если вы планируете активно пользоваться кошельком в Яндекс.Деньгах, часто осуществлять денежные переводы или принимать их, опубликовать номер своего счета в открытом доступе, пройти процедуру идентификации для вас крайне желательно.
В настоящий момент система предлагает следующие методы идентификации.
1. Личное обращение в офис Яндекс.Денег с заполненным бланком заявления и паспортом. Обработка заявления, принятого от вас сотрудником офиса, может занять до 7 рабочих дней.
2. Отправка заявления по почте. В этом случае вы заверяете свою подпись в заполненной форме заявления у нотариуса и отправляете в ООО «ПС Яндекс.Деньги» заказным письмом по адресу: 119021, г. Москва, а/я 57, ООО «ПС Яндекс.Деньги».
3. Идентификация через систему CONTACT. Процедура идентификации несколько различна у пользователей веб-интерфейса и Интернет.Кошелька, но общая схема такова: вам необходимо явиться в ближайший пункт системы CONTACT с паспортом и осуществить платеж за идентификацию в Яндекс.Деньгах (именно так и формулируется название денежного перевода). Сумма платежа - 175 руб. 100 рублей будут начислены на ваш счет в Яндекс.Деньгах, а 75 рублей - комиссия системы CONTACT. Обратите внимание, что комиссия системы не возвращается, даже если пользователь откажется от подтверждения своих данных.
В течение следующего дня ваши данные будут переданы в Яндекс.Деньги, и в вашем кошельке появится запрос на подтверждение этих данных.
4. Идентификационный платеж через систему Anelik. Схема идентификации схожа с описанной в предыдущем пункте. Сначала необходимо заполнить заявление на сайте Яндекс.Денег и распечатать его. Затем с этим заявлением и паспортом (или другим документом, данные которого вы указали в заявлении) необходимо прийти в ближайший пункт системы Anelik и сказать операционисту, что вы хотите перевести средства в систему «Яндекс.Деньги». Размер идентификационного платежа - 60 рублей плюс комиссия системы Anelik - 1,5%. Система Anelik передаст ваши данные в Яндекс.Деньги. Когда это произойдет, Яндекс.Деньги отправят вам запрос на подтверждение ваших данных. Подтвердив свои данные, вы завершите процедуру идентификации.
5. Привязка к счету банковской карты КБ ОТКРЫТИЕ (РБР) или карты РосЕвроБанка. Доступна, естественно, только для владельцев этих карт. Привязку карты вы можете осуществить бесплатно в отделении соответствующего банка-эмитента. Подходит любая карта, выданная РосЕвроБанком - VISA (Electron, Classic, Gold, Platinum) или MasterCard (Standard, Gold, Cirrus Maestro) и КБ ОТКРЫТИЕ: Electron, Classic, Gold или Platinum.
5. Если вы ранее уже подавали в Яндекс.Деньги какое-либо заявление с предоставлением системе своих паспортных данных (например, на восстановление платежного пароля), можете получить статус идентифицированного пользователя по упрощенной процедуре, при условии, что с тех пор ваши паспортные данные не изменились. Чтобы пройти идентификацию по упрощенной процедуре, нужно отправить сообщение с темой «Идентификация по заявлению» в службу поддержки Яндекс.Денег. В этом сообщении необходимо указать свои фамилию, имя и отчество; номер счета, который фигурировал в этом заявлении; примерную дату подачи заявления.
Вывод/ввод денег, тарифы и комиссия
Яндекс.Деньги сотрудничает исключительно с российскими банками. С некоторыми из них (а работает платёжная система со всеми банками России) поддерживает партнёрские отношения, что отражается в некоторых льготах. Пополнить счёт можно наличными через Сбербанк, банковским или почтовым переводом, с помощью пластиковых карт Яндекс.Деньги, при помощи банкоматов МБРР, Внешторгбанка 24 и терминалов «Элекснет». В зависимости от способа пополнения средства поступают на счёт по-разному. Через карты Яндекс.Деньги и терминалы – мгновенно, другими способами – до трёх суток.
Вывод средств осуществляется в любом отделении российского банка на лицевой счёт с комиссией 3% (не считая комиссии трансфер-агентов, почты). Без открытия лицевого счёта можно воспользоваться выводом в отделениях ИМПЭКСБАНКА с комиссией 1%. Также возможно вывести электронные деньги на пластиковую карту. Для каждого способа ввода/вывода денег существую ограничения по минимальному и максимальному платежу.
Внутри системы Яндекс.Деньги комиссия 0,5% взимается за зачисление средств на Кошелёк с другого Кошелька. Лимит единоразового перевода в системе составляет 300 тысяч рублей за сутки.
Минимальный платёж – 1 рубль. Предусмотрена возможность обмена рублей на другие валюты с комиссией 3%. Через Яндекс.Деньги можно перечислять средства на электронные кошельки других платёжных систем.
Комиссия системы при выполнении платежейКомиссионные в размере 0,5% взимаются с получателя денежных средств при получении платежа на Кошелек от пользователя другого Кошелька. Кстати, в системе есть ограничение по сумме прямого перевода денег (с Кошелька на Кошелек): 300.000 рублей за 1 раз в 1 день. При обмене электронных денег 3% от суммы платежа взимается с желающего обменять Яндекс.Деньги на другую валюту; 0,5% взимается с получателя платежа из обменного пункта на счет в системе Яндекс.Деньги. В Яндекс.Деньгах есть функция возврата платежа. Если вы получили деньги от другого пользователя системы, то, нажав на значок с надписью «Вернуть деньги» в истории платежей, сможете легко и быстро вернуть их отправителю. При этом система сама рассчитает, какую сумму, с учетом взимаемой комиссии, вам нужно перевести, чтобы на счет отправителя вернулось столько же денег, сколько с него было списано. Для случаев, когда платеж нужно выполнить срочно, а в вашем кошельке не хватает денег, Яндекс.Деньги разработали услугу "Отложенный платеж". Ее суть в том, что вы можете заранее отдать системе «Яндекс.Деньги» соответствующее распоряжение, и сразу же после того, как нужная сумма поступит на ваш счет (например, если вы пополните счет через терминал оплаты), система автоматически проведет платеж. При этом никаких дополнительных действий от вас не потребуется. Кроме этого, у Яндекс.Денег имеются уникальные (для рунета) сервисы работы с банковскими картами. Во-первых, система выпускает виртуальные карты MasterCard Prepaid (в рублях, долларах или евро), позволяющие оплачивать покупки на любых сайтах, где принимаются обычные карты MasterCard. Например, ею можно платить в PayPal, App Store, Android Market и Amazon.com. Номинал карты — от 300 до 14 000 рублей. Во-вторых, система дает возможность привязки своей банковской карты к счету в Яндекс.Деньгах для осуществления покупок и платежей. Если карта выпущена банком-партнером Яндекс.Денег (Альфа-банк, РосЕвробанк, банк "Открытие" , то, помимо платежей, пользователю доступны пополнение счета в системе с карты и вывод денег со счета на карту.
Плюсы и минусы Яндекс.Деньги
Как любая развивающаяся система, Яндекс.Деньги имеет свои преимущества и недостатки. Пользователи Яндекс.Деньги отмечают, что к плюсам ПС можно отнести огромную сферу деятельности системы, ведь перечень товаров и услуг, которые оплачиваются посредством Яндекс.Деньги, воистину велик. Также плюсам являются минимальные комиссионные внутри системы и простота и вариативность ввода/вывода денег. Работа, изначально ориентированная на просторы бывшего СССР и в правовом поле Российской Федерации, тоже одно из преимуществ системы Яндекс.Деньги.
К недостаткам относят моновалютность системы, ибо это несколько ограничивает продвижение системы. Значительные комиссионные (до 4%) при выводе средств выгодны партнёрам платёжной системы, но явно отпугивают пользователей. Система безопасности, несмотря на свою продуманность, не отличается сверхнадёжностью. Известны случаи, когда пользователи Яндекс.Деньги ставали жертвами Интернет-мошенников. Также поступает много жалоб на блокировку счетов службой безопасности Яндекс.Деньги. Основная мотивация – использование клиентом электронных денег для коммерческих целей, однако служба поддержки, как правило, не объясняет, что скрывается за этой формулировкой.